Каталог статей
Главная » Статьи » Веды » Шримад-Бхагаватам |
Рассуждения о смерти
Совершив похоронные обряды по своему брату
Хиранйакше, Хиранйакашипу, будучи сам крайне расстроенным, попытался
успокоить своих племянников. О Царь, Хиранйакашипу был чрезвычайно раздражен, но так как он был великим политиком, он знал, как действовать в соответствии со временем и обстоятельствами. Приятными словами он начал умиротворять своих племянников, которых звали Шакуни, Шамбара, Дришти, Бхутасантапана, Врика, Каланабха, Маханабха, Харишмашру и Уткача. Он также утешил их мать, свою невестку, Рушабхану, а также и свою собственную мать, Дити. Он сказал им следущие слова. Шри Хиранйакашипу сказал: Мои дорогие мама, невестушка и племянники, вы не должны скорбеть о смерти великого героя, так как смерть героя в бою от руки его врага почетна и желаема. Моя дорогая мамочка, в ресторане или в месте для питья холодной воды, многие странники собираются вместе, и, попив воды, они продолжают свой собственный путь. Подобно этому, живые существа вступают вместе в семью, и позже, в результате их собственных действий, они расходятся в разные стороны по местам своего назначения. Духовная душа, живое существо, не имеет смерти, так как она вечна и неисчерпаема. Будучи свободной от материального загрязнения, она может странствовать повсюду в материальном и духовном мирах. Она полностью знает о всем и полностью отлична от материального тела, но будучи введенной в заблуждение, злоупотребив своим светлым разумом, она вынуждена принимать тонкие и грубые тела, созданные материальной энергией, и таким образом быть подвластной так называемым материальным счастью и страданию. Поэтому, никто не должен скорбеть о выходе духовной души из тела. Благодаря движению воды, деревья на берегу реки, отраженные в воде, кажутся подвижными. Подобно этому, когда двигаются глаза, то благодаря некоторому умственному помешательству, кажется, что земля двигается также. Таким же самым образом, О моя любимая мамочка, когда ум обеспокоен движениями гун материальной природы, живое существо, несмотря на то, что оно свободно от всех различных фаз тонкого и грубого тел, думает, что оно изменяется от одного состояния к другогому. В этом заблужденном состоянии, живое существо, принимая тело и ум за самого себя, считает некоторых людей своими родственниками, а других людей - посторонними. Благодаря такой неправильной концепции оно страдает. На самом деле накопление таких состряпанных материальных идей является причиной страдания и так называемого счастья в материальном мире. Находясь в таком положении, обусловленная душа вынуждена принимать рождение в различных условиях жизни и работать в различных типах сознания, создавая таким образом новые тела. Эта зацикленная материальная жизнь называется самсарой. Рождение, смерть, горестное страдание, глупость и беспокойство являются следствием такого материального представления. Таким образом мы иногда приходим к подобающему пониманию и иногда снова падаем в ложную концепцию жизни. В связи с этим имеется пример, данный в глубокой древности. Он включает в себя разговор между Йамараджей и друзьями мертвого человека. Пожалуйста, послушайте его внимательно. В государстве, известном как Ушинара, жил прославленный Царь, именуемый Шри Суйаджной. Когда Царь был убит в сражении врагами, его близкие собрались вокруг его мертвого тела и начали оплакивать смерть своего друга. Его золотая, о двух драгоценных камнях броня была разрушена, его украшения и гирлянды упали со своих мест, его волосы были взъерошены и его глаза утратили блеск. Убитый Царь лежал на поле битвы, все его тело источало кровь, и его сердце было насквозь пробито пронзающими стрелами его врагов. Когда он умирал, он пожелал показать свою доблесть, и так он закусил свои губы, и в этом положении теперь застыли его зубы и рот. Его прекрасное лотосоподобное лицо было сейчас черным и покрытым пылью, поднявшейся в бою, а его руки с его мечом и другим оружием, были отрублены и сокрушены. Когда царицы Царя Ушинары увидели своего супруга, лежащего в таком положении, они начали причитать, - "О господин, сейчас ты убит, и мы также уже убиты." Повторяя эти слова снова и снова, они припали к стопам бездыханного тела Царя, колотя себя в свои груди. Так как царицы громко рыдали, их слезы капали вниз на их груди, становясь красноватыми от порошка кункумы, и падали на лотосные стопы их супруга. Их волосы пришли в беспорядок, их украшения попадали вниз, и так царицы начали оплакивать смерть своего мужа, вызывая сочувствие в сердцах остальных. О господин, ты удален сейчас жестоким провиденьем в страну, недостижимую для наших глаз. Раньше ты снабжал всем необходимым обитателей Ушинары, и они были очень счастливы так, но, увы, твое состояние стало причиной их несчастья и горя сейчас. О Царь, О герой, ты был очень благодарным мужем и самым искренним другом всем нам. Как мы будем жить без тебя? О герой, где б ты ни был, пожалуйста, направь нас так, чтобы мы могли идти по твоим стопам снова и заниматься вновь служением тебе. О наш герой, позволь нам следовать с тобой! Время предназначило для тела участь быть сожженным, но царицы, не давая его отобрать, продолжали скорбеть о мертвом теле, которое они держали на своих коленях. А меж тем Солнце завершило свое движенье, как всегда на западе скрывшись от глаз. Пока царицы скорбели о мертвом теле Царя, их громкие рыдания дошли до обители Йамараджи. Приняв тело мальчика, Йамараджа лично появился перед родственниками погибшего и дал им следующий совет. Шри Йамараджа сказал: Увы, как изумительно это! Эти люди, которые старше меня, имеют полный опыт того, что сотни и тысячи живых существ рождаются и умирают. Таким образом они должны понимать, что они также могут умереть, и все таки они озадачены. Обусловленная душа приходит из неведомого места и возвращается после смерти в то же самое неизвестное место. Нет исключений из этого правила, которое проводится в жизнь материальной природой. Зная это, почему же они бесполезно скорбят? Удивительно, что эти взрослые женщины не имеют ощущения чувства жизни выше, чем мы. На самом деле, мы являемся самыми удачливыми, так как несмотря на то, что мы являемся детьми и были брошены в борьбу в материальном мире, не защищаемые матерью и отцом, и несмотря на то, что мы очень слабы, мы не были сломлены или съедены. Таким образом мы твердо верим, что Верховная Личность Бога, который обеспечивал нам защиту даже в лоне матери, будет защищать нас повсюду. Мальчик обратился к женщинам: О слабые женщины! Только по милости Верховной Личности Бога, который никогда не уменьшается, весь мир творится, поддерживается и уничтожается. Таково заключение Ведического знания. Это материальное творение, состоящее из подвижного и неподвижного, в точности подобно Его игрушке. Будучи Верховным Господом, Он обладает полным правом уничтожать и защищать. Иногда человек теряет свои деньги на людной улице, где любой может увидеть их, и все же его деньги защищаются провидением и невидимы для остальных. Таким образом человек, который потерял их, получает их обратно. С другой стороны, если Господь не дает защиту, то даже деньги, содержащиеся очень надежно дома, бесследно исчезают или пропадают. Если Верховный Господь дает кому-нибудь защиту, то даже хотя человек не имеет защитника и находится в джунглях, он остается живым, тогда как личность, прекрасно защищаемая дома своими родственниками и другими, умирает, и никто не может защитить ее. Каждая обусловленная душа получает определенный тип тела в соответствии со своей кармой, и когда карма заканчивается, тело прекращает свое существование. Несмотря на то, что духовная душа находится в тонком и грубом материальных телах в различных формах жизни, оно не сковано ими, так как оно всегда понимается полностью отличным от проявленного тела. Точно также, как домохозяин, несмотря на то, что он отличен от своего дома, считает свой дом неотделимым от него, так и обусловленная душа, вследствие невежества, принимает свое тело за самое себя, несмотря на то, что тело на самом деле отлично от души. Это тело возникает с помощью взаимодействия частиц земли, воды и огня, и когда земля, вода и огонь разъединяются в свое время, тело распадается. Душа не имеет ничего общего с этим творением и разложением тела. Как огонь, хотя он и находится в дереве, воспринимается, как отличный от дерева, как воздух, хотя он и находится во рту и в ноздрях, воспринимается отделенным, и как небо, хотя оно и всепроникающе, никогда не смешивается ни с чем, так и живое существо, несмотря на то, что сейчас оно посажено в клетку материального тела, которому оно само было причиной, отлично от него. Йамараджа продолжал: О скорбящие, все вы глупцы! Личность по имени Суйаджна, по которому вы скорбите, все еще лежит перед вами и не может никуда уйти. Так что же за причина для страданий? Раньше он слушал вас и отвечал вам, но сейчас, не находя его, вы рыдаете. Это противоречивое поведение, так как вы никогда на самом деле не видели личность в теле, которая слушала вас и вам отвечала. Нет нужды в вашей скорби, так как тело, которое вы всегда видели, находится здесь. В теле самой главной субстанцией является жизненный воздух, но это также не слушатель и не ответчик. Находясь даже выше жизненного воздуха, душа также не может сделать ничего, так как на самом деле управляющим является Высший Дух, взаимодействующий с духовной душой. Сверхдуша, Высший Дух, проводящий деятельность тела, отличен от тела и жизненного воздуха. Пять материальных элементов, десять чувств и ум соединяются для формирования различных частей грубых и тонких тел. Живое существо вступает в контакт со своими материальными телами, будь они высшими или низшими, и позже оставляет их посредством своей личной доблести. Эта сила может восприниматься, как личная энергия живого существа обладать различными типами тел. Пока духовная душа покрыта тонким телом, состоящим из ума, разума и ложного эго, она прикована к результатам своей плодотворной деятельности. Благодаря этому покрытию духовная душа связана с материальной энергией и вынуждена соответствующим образом переносить материальные условия и извращения, постоянно, жизнь за жизнью. Бессмысленно рассматривать и обсуждать материальные гуны природы и их результирующие так называемые счастье и несчастье, как будто бы они были на самом деле. Когда ум скитается в течение дня и человек начинает считать себя необычайно важным, или когда он дремлет ночью и видит прекрасную женщину, наслаждающуюся с ним, это все только ложные сны. Подобно этому, счастье и несчастье, вызванные материальными чувствами, нужно воспринимать, как лишенные смысла. Те, кто имеют полное знание самореализации, те, кто очень хорошо знают, что духовная душа вечна, тогда как тело временно, не переполняются горестным страданием. Но личности, которые испытывают недостаток в знании самореализации, определенно скорбят. Поэтому трудно научить личность, пребывающую в иллюзии. Однажды жил охотник, который заманивал птиц пищей и после этого пленял их, набросив на них сеть. Он жил, как если бы он был назначен олицетворенной смертью на место убийцы птиц. Пока он скитался по лесу, то увидел пару птиц кулинг. Из этих двух, птица самка была пленена ловушкой охотника. О царицы Суйаджны, птица самец кулинга, видя свою жену попавшей в величайшую опасность в тисках Провидения, стал очень несчастным. Благодаря любви, бедная птица самец, будучи неспособным освободить ее, начал скорбеть по своей жене. Увы, как беспощадно Провидение! Моя жена, которой никто не может помочь, находится в таком затруднительном положении и плачет по мне. Чего добьется Провидение, забрав эту бедную птичку? Какой в этом смысл? Если недоброе Провидение забирает мою жену, то кто же будет второй половиной моего тела, и почему Оно не заберет меня также? Что можно взять от жизни, если у меня только одна половина тела, лишенная второй половины, моей дорогой жены? Чего я смогу достичь на этом пути? Несчастные птенчики, лишенные своей матери, ждут ее в гнезде, чтобы она покормила их. Они еще очень маленькие и у них еще не выросли крылышки. Как я смогу поддерживать их? Лишившись своей жены, птица самец кулинга горевал о ней со слезами на глазах. А тем временем, повинуясь указаниям созревшего времени, охотник, который осторожно скрывался на расстоянии, выпустил свою стрелу, и она пронзила тело птицы кулинги и убила его. Таким образом Йамараджа под видом маленького мальчика сказал всем царицам: Вы все настолько глупы, что скорбите, и не видите вашей собственной смерти. Пораженные скудным запасом знания вы не видите, что даже если вы будете скорбеть о смерти вашего мужа на протяжении многих тысяч лет, вы никогда не вернете его обратно к жизни, и тем временем ваши жизни также сойдут на нет. Шри Хиранйакашипу сказал: Пока Йамарадж, в
форме маленького мальчика, инструктировал всех родственников мертвого
тела Суйаджны, каждый был поражен чудом его философских слов. Они
смогли понять, что все материальное является временным, и не продолжает
долго существовать. После наставления всех глупых родственников Царя
Суйаджны, Йамараджа в форме мальчика исчез из их поля зрения. Затем
родственники Царя Суйаджны совершили соответствующие погребальные
церемонии. Поэтому никто из вас не должен огорчаться из-за
потери тела - будь оно вашим собственным или же кого-либо другого.
Только в невежестве каждый делает телесные различия, думая "Кто я? Кто
все остальные? Что является моим? Что принадлежит остальным?". Дити,
мать Хиранйакашипу и Хиранйакши, со своей снохой, Рушабхану, женой
Хиранйакши, выслушали наставления Хиранйакашипу. Дити забыла о своем
горе по случаю смерти сына и таким образом заняла свой ум и внимание
осознанием истинной жизни.
| |
Категория: Шримад-Бхагаватам | Добавил: Siren (11.03.2010) | |
Просмотров: 1604 | Рейтинг: 5.0/1 | | |
Всего комментариев: 0 | |